Сайт-книга
о населении океании

Дешевизна рабочей силы побудила некоторых новозеландских предпринимателей построить на о-вах Кука промышленные предприятия. Это предприятие по переработке плодов (главным образом выжимка, сока), две фабрики по производству одежды и обуви, ювелирные мастерские и предприятие по подготовке плодов к экспорту.
В настоящее время промышленные изделия уже преобладают в экспорте (по стоимости) над сельскохозяйственными продуктами. В 1962 г. первое место в вывозе занимал фруктовый сок, ему несколько уступали одежда и обувь, и лишь на третьем месте стояли цитрусовые. Как в экспорте, так и импорте о-вов Кука решающие позиции занимает Новая Зеландия.
Транспортная связь о-вов Кука с внешним миром осуществляется с помощью судов, которые курсируют регулярно, но через большие промежутки времени. Авиасвязь не носит регулярного характера. Плохо налажено сообщение и между отдельными островами архипелага.
В традиционных исторических преданиях, распространенных среди аборигенов о-вов Кука, говорится, что предки островитян пришли с Таити и Самоа. По этим преданиям, миграция на главный остров архипелага — Раротонгу — произошла приблизительно за 20 поколений до 1830 г. [123, стр. 268]. Вероятно, переселенцы с Таити были многочисленнее, так как язык населения острова гораздо ближе к таитянскому, чем к самоанскому. Около 1200 г., как говорят те же предания, часть островитян архипелага отправилась в Новую Зеландию и, покорив местное население, обосновалась там.
Европейцы впервые увидели о-ва Кука в 1595 г., когда испанский мореплаватель Менданья проплыл мимо о-ва Пука-пука. Несколько позднее испанцы открыли Ракахангу. Основная часть островов архипелага была открыта в XVIII в. английскими мореплавателями. В 1814 г. выдающийся мореплаватель М. П. Лазарев открыл один из островов архипелага и присвоил
ему имя великого русского полководца Суворова. Наконец, уже в 20-х годах XIX в. были открыты остававшиеся еще неизвестными европейцам острова Манихики, Мауке и Митиаро.
В конце XVIII — начале XIX в. на о-вах Кука господствовал первобытнообщинный строй, находившийся, однако, на стадии разложения. Аборигены этих островов, как и население других полинезийских архипелагов, делились на несколько социальных групп, из которых высшее положение занимала группа землевладельцев (арики) [83, стр. 197—198; 249, стр. 109—112]. Общество было патриархальным, хотя довольно четко прослеживались и некоторые пережитки матриархальных порядков. Связи между отдельными островами не носили постоянного характера. Да и в пределах одного острова разные локальные группы в большинстве случаев не были объединены властью единого верховного вождя [77, стр. 18].
Как и на многих других островах Океании, предвестниками колониального господства на архипелаге Кука были торговцы и миссионеры (Лондонского миссионерского общества). Разрушив старую общественную систему, проповедники всячески способствовали усилению власти вождей, видя в них верных союзников в насаждении новой религии [123, стр. 270]. Миссионеры установили на островах суровый кальвинистский режим, за малейшие нарушения которого виновные подвергались жестоким наказаниям. Проповедники практиковали также всевозможные поборы с коренного населения.
Установление более или менее регулярных торговых связей между островитянами и европейцами привело к еще большему выдвижению вождей, которые с помощью тех же миссионеров взяли контроль над торговлей в свои руки. Разбогатевшие вожди строили дома европейского типа, роскошно их обставляли, выписывали для себя породистых лошадей и кареты. Социаль- , ные контрасты резко усилились.
Картина эксплуатации и ограбления населения архипелага была бы неполной, если бы мы не упомянули о том, что на некоторые острова совершали пиратские налеты суда перуанских работорговцев. В 60-е годы прошлого века таким набегам подверглись острова Пенрин, Манихики, Пукапука, Атиу и Ман-гаиа. Захваченных островитян продавали в рабство на горнорудные предприятия Южной Америки. Какой колоссальный ущерб причиняли подобные разбойничьи нападения, видно хотя бы из того, что после рейда работорговцев на Пенрин на этом острове из 700 человек осталось лишь 60 [136, стр. 11].