Сайт-книга
о населении океании
Большинство сельских поселений Тонга расположено на побережье. Основная масса их имеет население от 150 до 400 человек. Лишь три деревни насчитывают свыше 1 тыс. жителей, причем в крупнейшей из них — Муа — сосредоточено 2,5 тыс. человек. На некоторых мелких островах имеются деревни, население которых не-достигает и 50 человек [150, стр. 165].
На Тонга мужчины несколько преобладают над женщинами. В 1961 г. на каждые 100 женщин приходилось 106 мужчин.
Из табл. 73 видно, что в подавляющем большинстве возрастных групп до 60 лет преобладают мужчины. Среди же лиц старшего возраста больше женщин.
По крупным возрастным поясам население страны распределялось в 1956 г. таким образом: лица до 14 лет составляли
Таблица 73
Поло-возрастной состав населения Тонга
(по данным переписи 1956 г.) [89, стр. 226—227]
Главное занятие жителей королевства Тонга — сельское хозяйство. Оно служит основным источником существования для 96% всего населения страны (в округе Тонгатабу — для 88, в Хаапаи —99, Вавау —98%) {148, стр. 67—68].
Большинство населения Тонга грамотно. Образование является обязательным для детей от 6 до 14 лет. Преподавание ведется на тонганском языке. В 1961 г. школы первой ступени посещало 16 тыс. учащихся, школы второй ступени — 4 тыс. [256, стр.30—31]. Для получения высшего образования молодежь вынуждена отправляться за границу (Новую Зеландию, Австралию, США).
Существующий на Тонга статистический учет, как это видно из табл. 74, позволяет составить лишь самую приближенную картину этнической структуры населения страны.
Тонганцы составляют 1вместе с евро-тонганскими метисами более 98% всего населения страны. Этот западнополинезийский
народ обладает высокоразвитым чувством этнического самосознания. Этническое сближение тонганцев началось еще несколько веков назад. Единство языка и культуры всех локальных групп тонганцев, хорошая связь между отдельными островами архипелага — все это благоприятствовало постепенной консолидации населения Тонга. В обратном направлении действовала междоусобная борьба крупных территориальных объединений страны за гегемонию. Однако в 1845 г. этой борьбе был положен конец, и Тонга стало централизованным государством. Можно думать, что именно середина XIX в. и явилась тем периодом, когда формирование тонганского народа в основном завершилось.
Колонизаторы установили свою власть над Тонга сравнительно поздно, кроме того, их контроль носил косвенный характер. Европейцы не селились на Тонга значительными группами. Не получило широкого развития и европейское плантационное хозяйство. Эти и ряд других обстоятельств помогли тонганско-му народу сравнительно хорошо сохранить свою традиционную культуру.
В последние годы численность тонганцев неуклонно увеличивается. В 1950 г. их насчитывалось 47,1 тыс., в 1951 г.— 48,5 тыс., в 1952 г. —49,8 тыс., в 1953 г. —51,4 тыс., в 1955 г.— 53,5 тыс., в 1956 г. —55,2 тыс., в 1957 г. —56,7 тыс. [200. стр. 119].
В культурном и языковом отношении к тонганцам тесно примыкают евро-тонганские метисы, которые, бесспорно, входят в тонганскую этническую общность. Метисы составляют несколько более 1 %' общей численности аборигенов.
К неаборигенному населению относятся главным образом различные океанийские группы и европейцы. Океанийцы образуют примерно 1% всего населения, европейцы—0,5%. Подавляющее большинство последних — англо-новозеландцы, англо-
австралийцы, англичане. Большинство европейского населения сосредоточено в Нукуалофе [155, стр. 8].
К середине XIX в. почти все население Тонга было обращено в христианство. Наиболее влиятельны в стране различные протестантские церкви (в первую очередь местные секты методистского толка). К католической церкви в 1961 г. принадлежало 9,5 тыс. человек—14,5% всего населения [200, стр. 119].