Население Океании

историческая справка

Сайт-книга

о населении океании

Книга

ЗАПАДНОЕ САМОА

Западное Самоа сравнительно хорошо связано пароходными и воздушными рейсами с Новой Зеландией, отдельными остро­вами Океании и некоторыми другими странами. С помощью катеров поддерживается регулярное сообщение между различ­ными пунктами главных островов. Железных дорог на островах нет. Сравнительно развитой дорожной сетью обладает Уполу. На Савайи дорог немного.

Три основные статьи экспорта Западного Самоа — копра, ка­као и бананы. От года к году удельный вес каждого из этих продуктов в вывозе заметно варьирует. В небольшом количе­стве экспортируется также кофе. Экспорт идет главным обра­зом в Новую Зеландию (бананы вывозятся исключительно в эту страну) и Великобританию. Среди стран-импортеров первое ме­сто занимает Новая Зеландия, далее следуют Австралия, Ве­ликобритания, США.

Археологические раскопки, произведенные в Западном Са­моа, показывают, что человек обитал на островах уже 3 тыс. лет назад, однако об этих ранних обитателях мало что известно. В отличие от большинства других полинезийцев самоанцы счи­тают себя автохтонами [173, стр. 228], что, вероятно, свидетель­ствует об их раннем появлении на своем архипелаге (сравни­тельно с прибытием других полинезийцев на острова их совре­менного обитания). Самоанцы совершали неоднократные стран­ствования в разные районы океанийского мира. Население неко­торых полинезийских островов и островных групп (Токелау, Эллис, Футуна, Ниуэ и др.) своим происхождением полностью или частично обязано именно этим ранним самоанским море­плавателям. В свою очередь полинезийцы с других островов иногда проникали на Самоа. Так, в XIII в. на Самоа вторглись тонганцы [116, стр. 94]. Сперва они проникли на Савайи, за­тем— на Уполу, но долго удержаться на Самоа не смогли. Пы­тались подчинить Самоа и фиджийские вожди. Им удалось утвердиться в восточной части архипелага. Некоторое время фиджийцы даже собирали дань со всего Самоа.

6*

К концу XVIII—началу XIX в. самоанское общество нахо­дилось на стадии разложения первобытнообщинного строя, за­нимая по уровню своего общественного развития среднее поло­жение между гавайцами, таитянами, тонганцами, с одной сто­роны, и токелауанцами, ниуэанцами и прочими полинезийцами — с другой.

Основной ячейкой самоанского общества была «аинга» — большая («расширенная») семья, нередко включавшая . в свой состав помимо ближайших родственников по мужской линии также отдельных родичей по женской линии и при­нятых со стороны усыновленных членов. Глава такой семьи — «матаи» избирался ее членами и пользовался довольно большой властью: распоряжался -землей всей группы и продукцией, по­лучаемой с этой земли, следил за поддержанием порядка в большой семье, давал трудовые задания ее членам. Несколько десятков подобных семей составляли деревню, возглавляемую советом («фоно») и вождем. В совете заседали матаи. Глава деревни избирался, однако наиболее предпочтительным канди­датом на этот пост считался сын умершего вождя, что в боль­шинстве случаев превращало должность в наследственную. На­ряду с вождями очень большую, нередко большую, чем сами вожди, власть имели так называемые вожди-ораторы. Деревни объединялись в более крупные территориальные объединения — округа [198, стр. 152]. На Уполу было три таких округа: Аана — на западе, Туамасанга — в центре и Атуа — на востоке [117, стр. 105]. Однако и эти округа в свою очередь образовы­вали еще более крупные политико-территориальные группировки. Фактически на всем архипелаге (за исключением о-вов Мануа, которые были политически обособлены) господствовали две со­перничавшие группировки: Тумуа, возглавляемая семьей Тупуа, и Пуле, в которой важнейшую роль играла семья Малиэтоа. Первая группировка пользовалась влиянием в Аана и Атуа, вторая — в Туамасанга, а также на Савайи и Маноно. Отме­тим, что многие черты этой архаической социальной организации сохранились вплоть до настоящего времени. Так, большая семья и деревня по-прежнему играют роль основных ячеек самоан­ского общества [208, стр. 64].

С западной частью архипелага Самоа европейцы впервые познакомились в 1768 г., во время плавания французского море­плавателя Бугенвиля. Уже в начале XIX