Население Океании

историческая справка

Сайт-книга

о населении океании

Книга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выше уже говорилось, что этнический состав населения той или иной страны, того или иного района можно определить лишь на какой-то конкретный момент, так как непрерывно иду­щие этнические и демографические процессы, накладываясь друг на друга, все время меняют этническую картину страны. В связи с этим немалый интерес представляет ориентировочная наметка будущей линии этнического развития, приблизительное определение скорости того или другого этнического процесса. Ясно, что любой такой прогноз будет носить лишь гипотетиче­ский характер и правильность его будет зависеть от того, на­сколько учтены все факторы, влияющие на этнические про­цессы.

Ниже мы выскажем несколько соображений о возможных путях этнического развития населения Океании.

Известно, что достижение национальной независимости уско­ряет процессы консолидации. Вполне закономерно поэтому предположить, что с освобождением океанийских стран от ко­лониальной зависимости центростремительные тенденции в каждой из них будут 'все более брать верх над тенденциями центробежными. Особенно быстро должна пойти консолидация населения полинезийских архипелагов, где для этого имеются весьма благоприятные предпосылки (единый язык, единая куль­тура и т. д.). Станут еще более монолитными уже сложившиеся народы, такие, как тонганцы, самоанцы. Окончательно сформи­руются в единые народы этнические общности на о-вах Токелау, Эллие, о-ве Ниуэ. Возможно, несколько более длительный ха­рактер будет носить консолидация на о-вах Кука, где имеются гораздо большие локальные различия. Еще сложнее положение во Французской Полинезии, в этническом развитии которой на­блюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, с каждым годом в пределах всей Французской Полинезии все шире распространяется таитянский язык и можно предположить, 244

что с течением времени этнические общности страны постепенно сольются в единое целое. С другой стороны, на ряде островов (речь идет главным образом о Маркизских о-вах) местные язы­ки, обычаи и культура продолжают сохранять значительную стойкость.

Что же касается двух крупнейших аборигенных народов По­линезии—маори и гавайцев, то оба эти народа находятся на положении национальных меньшинств, причем меньшинств угне­тенных. Как для маори, так и для гавайцев характерно в целом распыленное расселение. И гавайцы и маори в настоящее время в подавляющем большинстве двуязычны (т. е. помимо родного языка знают также и английский язык), однако оба народа, в особенности маори, продолжают сохранять многие элементы своей традиционной культуры. Кроме того, и это очень важно, в последние десятилетия маори показывают значительно более высокий естественный прирост, чем англо-новозеландцы, и их удельный вес в населении страны неуклонно увеличивается. Про­цесс смешения между маори и новозеландцами европейского происхождения не достигает особо значительных масштабов. Этническое самосознание маорийского народа сильно развито. Все это позволяет предположить, что шансы на сохранение маори в качестве самостоятельной этнической общности до­вольно велики. Гавайцы в настоящее время сильно «америка­низированы». Часть гавайской молодежи говорит уже лишь по-английски. Процесс смешения гавайцев с американцами и дру­гими народами, населяющими Га(вайи, идет очень быстро, и, как уже указывалось, подавляющее большинство гавайцев в настоя­щее время в расовом отношении смешанно. В то же время этни­ческое самосознание у гавайцев довольно развито, хотя и не в такой степени, как у маори. Ряд элементов культуры они про­должают сохранять. В силу таких противоречивых тенденций пока еще трудно сделать хорошо обоснованное предположение об этнической судьбе гавайцев, хотя ясно, что говорить о лик­видации их, как отдельной этнической общности, явно прежде­временно.

Этническое развитие Микронезии в ближайшем будущем бу­дет идти, вероятно, по линии все большей консолидации форми­рующихся небольших этнических общностей, приуроченных к от­дельным архипелагам или частям архипелагов и имеющих

[1]23